Альтернативная педагогика

Василий КНЯЗЕВ. Талант – слово мужского рода, но…

leave a comment »

Давно замечено, что существует явное несоответствие между школьными успехами наших учениц и их достижениями в зрелом возрасте. Социальный психолог С.Олшен называет это явление «угасающей одаренностью» и утверждает, что ее невозможно объяснить ни медицинскими, ни биологическими, ни лежащими на поверхности социально-политическими причинами. Скорее всего здесь следует говорить о целостном культурном комплексе, который формирует ценностные установки девушек и женщин.

Как показали исследования американских гендерных психологов, у многих девушек в студенческие годы происходит внутренний переворот. Они задумываются об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и выбирают участь домохозяек. Однако такой выбор не проходит без последствий. В последние годы на Западе даже возникла новая болезнь, названная «синдромом домохозяйки». Ее симптомы – ощущение беспомощности и безнадежности, частые депрессии, низкая самооценка. Американские исследователи доказывают, что годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного “я”, могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду.

Вместе с тем – и это очень характерно для современной цивилизации – существует и противоположное психологическое расстройство – синдром «сверхженщины». Дама хочет все успеть и на работе, и дома и потому быстро перегорает, исчерпывает свой творческий потенциал. Неудачи в повседневной домашней жизни до поры до времени компенсируются у нее успехами в трудовой деятельности, но личные проблемы берут верх, и творческая активность быстро угасает. Итог почти тот же: депрессии, алкоголизм, возможное самоубийство…

Справиться с «угасанием одаренности» – чрезвычайно сложная задача. И ключ к ее решению находится в руках тех, от кого зависит облик каждого нового поколения, его воспитание и образование, то есть в руках родителей и учителей. Увы, у нас нет специального рецепта спасения талантливых девочек, отмечает канадский педагог и психолог Дж.Трэш. Но по меньшей мере мы можем, мы должны указать на те моменты социализации, когда умирают способности и капитулирует индивидуальность.

Дом
Американские исследователи с ужасом обнаружили, что скрытое подавление девочек начинается почти с младенчества, по крайней мере уже в семье. В детской у них мы находим меньше игрушек, чем у мальчиков, и игрушки эти менее разнообразны. Родители не поощряют в дочерях проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску и исследовательскому поведению. А ведь как раз эти качества лежат в основе оптимального развития способностей. Девочкам, увы, до сих пор объясняют жизнь как опасное и чрезвычайно сложное предприятие, где единственным утешением служат дом и домашний уют. Немудрено, что после всего этого родители тратят на образование сыновей в 1,6 раза больше средств, чем на образование дочерей (данные по ЕЭС за 2000 год). Пусть-де им муж обеспечит счастливую и достойную жизнь.

Особенно тяжело приходится одаренным девочкам, если их таланты лежат в области математики и естественных наук. Американские психологи считают, что в 80% таких случаев родители не верят, что уровень способностей дочери позволит ей достичь реального успеха, и самым кардинальным образом влияют на ее профессиональную ориентацию.

Система образования
То, что начала семья, с успехом продолжает школа. Вся система образования и воспитания ориентирует девочек прежде всего на «хорошее поведение», то есть конформизм, сознательное приятие господствующих социальных ценностей. В случае одаренных детей подобная ориентация чаще всего и становится губительной.

Мы губим девичьи таланты не задумываясь, исходя из наших собственных стереотипов и представлений, пишет Фр. Делоне. И все же целостная картина выглядит ужасающей.

«Учителя уделяют больше внимания в классе мальчикам, в первую очередь отвечают на их вопросы, а одноклассниц к вопросам не поощряют. Подразумевается, что девочка должна знать, а не исследовать и сомневаться в истинности или полноте знания. Помимо того, что педагоги чаще откликаются на разные виды активности мальчиков, они совершенно иначе общаются с ними. Если любой ответ девочки принимается с той или иной отметкой: садись, мол, Катя, четыре, то от мальчиков требуют большего, настаивают на поиске правильного, более рационального или эффектного решения: попробуй, Коля, нельзя ли как-то иначе доказать эту теорему. Ну молодец, молодец, теперь твердая пятерка. В итоге парней больше ориентируют на достижения, на преодоление трудностей, на более высокий уровень притязаний. Количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, заставляет их понять, что они на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.

К тому же преподаватели по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола – неуспех девочек — отсутствием способностей, мальчиков — недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решат проблему. Бедных девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное. Они тихо плачут после уроков и, успокаиваясь, вспоминают, что «маме тоже не слишком давалась химия». Понятно, что мальчишке не до подобных утешений. Его все призывают быть первым – самым умным, самым сильным, самым драчливым», – пишет русская исследовательница гендерной проблематики Л.Попова.

Еще хуже, считает профессор Колумбийского университета А.Остронофф, положение учениц, проявляющих яркие способности. Преподаватели не поощряют их к аналитическому мышлению и выдвижению собственных оригинальных идей, считают своим долгом подавить любое сопротивление традиционным условностям. Понятно, что у мальчиков те же качества только стимулируются. Бедные девочки, им опять остается только одно – рыдать, ведь они в отличие от парней, у которых сопротивление среды часто вызывает здоровую злость, так чувствительны к реакции старших, так смотрят на них с восторгом и обожанием.

В итоге, сами того не желая, старшие моделируют поведение и ценности младших. И вместе с тем, если обвинить любого неосторожного преподавателя, объявившего войну самолюбию своих самых способных учениц, в сексизме, он или она с негодованием отвергнут это обвинение и объяснят свое поведение совершенно другими, вполне приемлемыми и общепризнанными в культуре мотивами.

Подсознательное подавление способностей девочек становится особенно опасным еще и потому, что оно накладывается на особенности их психофизиологического развития. Дело в том, что к подростковому возрасту, когда таланты проявляются с наибольшей силой, девушки сталкиваются с неизбежной психологической переориентацией. Если до 14 лет в центре жизни у них обычно стоят личные успехи, учеба и т.п., то теперь им необходимо быть принятыми группой, они хотят любви и признания.

Давно замечено, что переходный возраст особенно тяжело проходит у одаренных детей. И первое, но отнюдь не последнее искушение пожертвовать своей индивидуальностью ради призрачного «счастья» популярности в кругу сверстников, часто губит незрелые таланты.

А что здесь делают взрослые, семья или школа? Их послание до боли элементарно: успокойся, не воображай, стань такой, как все.

Книги и учебники
Часто случается, что талантливой девушке, болезненно переживающей свою инаковость, вообще негде укрыться. Против нее семья, против нее школа, и даже книги и учебники не дают ей обещанного утешения.

Французы в 1999 году провели очень интересное исследование пособий для начальной и средней школы с точки зрения проблем сексизма. Результаты оказались удручающими. Мальчики везде изображались сильными, отважными, волевыми, способными выбраться из леса ночью и спасти любимую сестренку от любой напасти. Девочки же выглядели глупенькими, податливыми, вечно ожидающими помощи. Своего рода продолжение сказки о Красной Шапочке, безропотно следующей в пасть волка.

Та же тенденция проявилась и в иллюстрациях. Лишь на пятой части картинок вообще были изображены существа женского пола. И в основном это были – кто бы вы думали? – ну разумеется, мамы.

С упражнениями, задачами и примерами еще хуже. В литературной антологии только два отрывка женской прозы – мадам де Сталь и Жорж Санд с мужским именем. И это во Франции, где на каждые 100 книг, написанных мужчинами, выходит 124 – женских!..

В поисках выхода

Сети науки
В 80-е годы американские исследователи Э.Холлингер и Э.Флемниг отобрали 100 одаренных девушек и попытались реализовать собственную программу их профессиональной ориентации, дабы преодолеть препятствия на пути к достижению высоких социальных целей. Центральной в этой программе стала идея развития самооценки, которая вырастала из двух качеств – убежденности в собственной компетентности и убежденности в личной, эмоциально-психической состоятельности. В ходе исследования выяснилось, что решающее значение имеет воспитание у девушек уверенности в своей способности самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Если такая уверенность вырабатывается, барьеры деформированной социализации оказываются сломленными.

Примерно эту же идею развивала и М.Стейнкамп, работавшая в области психологии научного исследования. С ее точки зрения, основа любого творчества – независимость от социального давления. По мере того как девушка учится быть независимой, побеждает конформность, навязанную социализацией, она становится более и более способной к самостоятельной профессиональной деятельности. «Воспитывайте с детских лет у ваших талантливых учениц склонность к плохому поведению, – призывала школьных учителей американская исследовательница. – Только тогда они достигнут серьезных успехов в будущем»…

Из газеты «Первое сентября» №16 2002 г. (с сокр.)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: