Альтернативная педагогика

Принципы и цели Школ Друзей (квакерского образования)

leave a comment »

Задача Школы Друзей (так называются квакерские школы) – дать человеку возможность найти правду для себя и через себя – для других. Можно сказать, стать себе самому «внутренним учителем». Школа, считают квакеры, прежде всего призвана поддерживать достоинство своих учеников. Каждого ребенка холят и лелеют, вне зависимости от его способностей, поощряют к сотрудничеству. Педагог стремится выработать привычку к согласованию принимаемых решений с другими взрослыми и детьми, к творчеству, к принятию нового. Дети участвуют в различных проектных работах, соответствующих возрасту и позволяющих соединить школу и все общество. Главное внимание уделяется не выработке технических навыков, а формированию собственной позиции и созданию особой атмосферы сопереживания и взаимной поддержки.

Принципы квакерского образования*

  • Те из нас, кто связан с образованием, подходят к каждому ученику с надеждой, веря, что образовательные нужды каждого должны быть признаны и оценены в равной мере.
  • Мы верим в «большие возможности» и в то, что цель образования в том, чтобы помочь человеку верить в то, что в нем сокрыты «большие возможности».
  • Мы верим, что процесс познания (обучения) идет всю жизнь, и является скорее частью жизни, нежели подготовкой к ней.
  • Мы уважаем каждого человека и ценим тот вклад в процесс познания (обучения), что должен сделать каждый.
  • Мы обращаемся с людьми как с равными, независимо от их пола, расы, культуры, уровня способностей, сексуальной ориентации или обстоятельств.
  • Мы верим что обучение получается наиболее интересным, когда отношения основаны на взаимном уважении.
  • Мы хотим практиковать методы обучения, основанные на доверии и взаимной поддержке, имеющие целью продвигать доброе (позитивное).
  • Мы поощряем индивидуальную ответственность перед коллективом и ответственность коллектива перед индивидуумом.
  • Мы стремимся избежать авторитарной иерархии и поощряем такое общество в устройстве которого участвует каждый.
  • Мы хотим делать учеников способными противостоять несправедливости и развивать воображение в поиске альтернатив, сострадательно созидать такое общество, где есть место ущербным и отверженным.
  • Мы поощряем вопросы и исследование, честность и открытость.
  • Мы поддерживаем и ценим духовный рост, открытие окон в новые миры творчества и воображения.
  • Мы ищем творческие способы развития, особенно в конфликтных ситуациях, или могущих таковыми оказаться.
  • Мы выделяем достижения и успехи, но имеем в виду, что избыточное применения соревновательности может иметь деструктивное действие.
  • «Учителя» признают, что тоже являются учениками и стараются быть хорошими слушателями.
  • Мы пытаемся проводить каникулы с «приключениями»
  • Мы ценим простоту, ищем того, что приносит истинное удовлетворение, пытаемся определить и наладить правильное отношение к материальному миру.
  • Мы стараемся в себе и других исповедывать идеал безграничной и безусловной любви.

Шесть основных целей квакерской Школы Друзей.

1. Учителя стремятся соответствовать высоким духовным критериям и обращаются к лучшему в своих учениках. Дети отвечают на ожидания взрослых («эффект Пигмалиона»).

2. Поощрение самодисциплины ума и тела. В Школе широко используются релаксационные упражнения, йога, ушу, танцы, различные формы музыкального движения.

3. Развитие воображения, рефлексии и интуиции. Ребенок имеет право на собственные внутренние изменения, и лавина информации извне не должна мешать этому процессу. Когда ребенок открыт для мира, он в равной степени открыт и для хорошего, и для дурного. Но, понимая это, ребенок может избежать опасности, вырабатывая в себе терпение, дисциплину, уравновешенность.

4. Школа поощряет сотрудничество учеников и учителей, когда каждый способствует развитию другого. Слишком много ненужных усилий может быть потрачено учениками на конкуренцию, если они будут заботиться лишь о своем интеллектуальном продвижении. Школа Друзей поддерживает дух взаимного уважения, сочувствия и терпения. Здесь считается, что образование – совместная работа без традиционного разделения на тех, кто учит, и тех, кто учится. Когда человек хочет и может объединиться с другими в классе, образование превращается в опыт преобразования.

5. Приветствуется соединение знания с опытом и практикой. Только объединив интеллектуальное, эмоциональное, физическое, социальное и профессиональное, мы сможем успешно осуществить процесс образования.

6. Учителя воспитывают в учениках систему ценностей, основываясь не на особых технологиях, а на человеческой честности, ответственности и гражданском мужестве. Они готовят ученика не к успешному прохождению тестирования его знаний или спортивным победам, а к достойной жизни в современном мире.

По материалам газеты «Первое сентября» №91 2001 г. и сайта сафрон-уолденской Школы Друзей.

* Перевод Лара Галль (2011)

Дополнительно:
Friends Council on Education (англ.)
United Friends School (англ.)
Религиозное общество Друзей (Квакеры) (ру.)
Квакеры в ЖЖ (ру.)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: