Альтернативная педагогика

Данаи ЗОХАР. Будь источником моих открытий, моим освобождением, а не бедствием

leave a comment »

В начале двадцатого века, подтверждая аристотелевское определение человека как «разумного животного», возник яростный интерес к определению IQ – коэффициента интеллекта. В 90-е годы был разработан коэффициент эмоционального развития – ЕQ. Сегодня психологи, антропологи и другие ученые пытаются высчитать третий коэффициент, духовного интеллекта – SQ. IQ можно определить и у компьютера. ЕQ присущ высокоорганизованным млекопитающим. Но SQ – только у человека. Это связано с человеческой потребностью в самопознании.

В моей семье было много учителей, и все они оказали влияние на мою жизнь. Но в 13 лет я встретилась со своим главным педагогом, молодым преподавателем естественных наук, увлеченным своим делом. Он научил меня квантовой физике и зажег во мне искру сознания, помог получить аттестат и определил мою судьбу на долгие годы. Думаю, у многих была такая встреча с Учителем. Вообще люди становятся учителями, если хотят помочь детям. К сожалению, государство, чиновники так мешают учителям, осложняя и без того нелегкую работу.

Главная задача учителя – развить интеллект ребенка. Но что это такое? Метафизический вопрос. Сегодня наука привела нас на край пропасти, мы балансируем между порядком и хаосом, знанием и неизвестностью. Мы живем в нестабильном мире. Это чувствует каждый своей иммунной системой, своим сердцем, рассудком, даже если мы мыслим позитивно. Доктора говорят, что все самые страшные болезни – рак, Альцгеймера – от нервов. Необходимо понять суть и найти верное решение. Моя семнадцатилетняя дочь сказала, что сейчас особенно тяжело жить ее ровесникам. Люди постарше сохраняют память о том, что хорошо, а что плохо. А молодые не чувствуют опоры. Как научить их мыслить позитивно? Вот задача учителя. Это и есть уровень духовного интеллекта, который помогает подойти к фундаментальным вопросам. Зачем я живу? Кто я? Что я делаю? Детям эта способность присуща от природы, но мы почему-то искореняем в школе привычку задавать глубокие вопросы.

Конечно, SQ зависит от умственной зрелости. При рождении в нашем мозгу более ста миллиардов клеток, гораздо больше, чем нужно. Но важно не количество клеток, а связи между ними. Мы приходим в мир с мозгом, в котором этих связей почти нет, только те, что обеспечивают важнейшие жизненные функции, дыхание, работу сердца. Остальное возникает в диалоге мозга и окружающей среды. Так, каждый ребенок потенциально способен освоить любой язык, в его распоряжении сотни разнообразных звуков. Уже год спустя большинство фонем пропадет, малыш начнет приспосабливаться к своей культуре. Потом процесс изменяется. Но всю оставшуюся жизнь мы продолжаем расширять связи нашего мозга. Эта способность определяет наш SQ. Еще недавно считалось, что IQ полностью определяет уровень нашего интеллекта. Сегодня мы знаем, что это лишь часть проблемы. Только логический аппарат мозга, аналогичный компьютерному диску, можно оценить таким способом. Компьютер не может сам сменить программу, а люди совершенствуют свой IQ на протяжении сотен лет.

EQ определяет способности человека ориентироваться в жизненных ситуациях, осознавать свои чувства. Это музыка, которую мы создаем, тембр голоса, ритм, волны, которые исходят от нас. Основные эмоциональные связи в мозгу формируются в очень раннем возрасте.

Когда-то, читая книгу Даниэля Големана, я почувствовала, что есть еще нечто. Я подумала о преобразующей силе человека, способного изменить неблагоприятную ситуацию. Я назвала это духовным интеллектом, потому что в переводе с латыни «дух» – сила, творящая жизнь.

Я выделяю следующие критерии SQ. Во-первых, самосознание, понимание, кто есть я, что для меня хорошо, что плохо, что меня волнует, а что оставляет равнодушным.

Во-вторых, отношение к миру, желание служить чему-то большему, чем ты сам. Это присуще многим подросткам, но мы не даем им проявить себя.

Способность преодолевать препятствия и воспринимать их конструктивно, умение видеть собственные слабости, учиться на своих ошибках.

Целостность натуры, ощущение взаимосвязи всего в мире, в том числе английского, географии и математики в школе. Во многих школах уже появляются интегрированные курсы.

Терпимость и приятие иного. Слава Богу, что мы все разные. Тот, кто ничем не отличается от меня, не сможет ничему меня научить. Только иной станет моим наставником.

Чувство независимости – умение противостоять толпе. К сожалению, учителя часто подавляют своим авторитетом, приучают к «послушанию». Зачем?

Умение спрашивать, искать смысл вещей.

Неагрессивность и сострадание; умение воздержаться от чего-либо.

Непосредственность и гибкость – свобода, желание жить, узнавать, играть, ценить настоящее.

В заключение я хочу привести отрывок из поэмы чилийского биолога Умберто Матурано «Молитва студента».

Не рассказывай мне того, что знаешь.
Я хочу исследовать неизвестное.
Будь источником моих открытий,
Моим освобождением, а не бедствием.

Мир твоих истин ограничил меня.
Мудро прими мой протест.
Не поучай меня, пойдем вместе.
Я начну там, где закончил отец.

Ты не узнаешь, кто я,
Слушая самого себя.
Не поучай меня, позволь мне быть собой.
Ты проиграешь, если я повторю тебя.

Мы должны осмелиться и разрешить детям стать самими собой. Они всегда будут нарушать правила, засовывать мышей в портфель учителю, проливать чернила. Они должны вырасти, стать другими. Учитель не должен бояться. Давайте вместе работать, вместе учиться, быть с детьми. Поощрять вопросы.

Почти сорок лет назад в Шотландии на берегу моря, возле поселка Файндхорн, возникла необыкновенная община. Питер и Эйлин Кэди вместе с Дороти Маклин, пройдя долгий путь духовных исканий, решили в чудесном парке жить с друзьями в соответствии со своими ценностями, в гармонии с природой.

Сначала они вместе со своими детьми занялись выращиванием садов. Сады удивительной красотой привлекали много народу. Люди приезжали посмотреть на сад и оставались продолжить работу. Сюда собирались все, кто хотел создать лучшее будущее для планеты. В 1970 году появился молодой американец по имени Дэвид Спенглер и помог организовать образовательный процесс.

С тех пор община Файндхорна, Центр преобразования и воспитания, превратилась в место, где на все проявления жизни смотрят как на чудо и где (вне любых доктрин и вероучений) осуществляют духовные принципы на практике.

В 1980 году был построен Эковилидж, соединение науки и провидения, человека и природы. Покрытые дерном дома с «дышащими» стенами, особая технология переработки отходов, использование энергии ветра. Красота архитектуры в уважении к природе. Даже написали учебник для строителей экологичных домов. Частью работы стал проект озеленения «Деревья для жизни», холистический центр здоровья, сеть магазинов, система использования солнечной энергии, разработка учебных программ для общинного колледжа… Не перечислить всего, что создается усилиями нескольких десятков семей (взрослых со своими детьми), а также теми, кто приехал в Файндхорн учиться.

Каждый год община проводит около двухсот недельных курсов, тренинги. 3500 человек из 40 стран принимают в них участие. Два раза в год, весной и осенью, проходят конференции, например, совсем недавно – «Душа в Образовании». 15 докладов, 13 мастерских, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и образования. Но главное – тому, как сделать счастливой жизнь взрослых и детей, как изменить современную школу, современный мир.

Из газеты «Первое сентября» №53 2001 г.

Сайт экопоселения Файндхорн (англ.).

Добавить комментарий

