Альтернативная педагогика

Перси О’ШАЙЛ. Школьное образование – это разговор двух сердец

leave a comment »

Я хочу задать два главных вопроса: что есть образование? что есть Душа? Еще и третий вопрос возникает: что есть ребенок? Как нам стать частью его опыта? Превращение есть таинство. От новорожденного до зрелого человека проходит 21 год. За это время ребенок проживает три важных этапа развития, примерно по 7 лет каждый, все время рождаясь заново.

Рассмотрим сознание ребенка в первый период развития. Когда взрослый слушает, он как бы продолжает мыслительную работу, начатую ранее, выступает как наблюдатель, исследующий мир отстраненно. Ребенок не имеет такого опыта, он не отделяет себя от всего остального. Взрослых с таким ощущением не много. И мы должны серьезно учиться у детей. В красоте и гармонии ребенок как бы спит. Его отношения с миром закрыты, как в молитве. Он погружается в мир, ничего не рефлексируя. Ребенок в этот период обучается, подражая. Учится делать нечто, делая. И педагог должен быть не просто искусен, но подобен священнослужителю. Когда последователь Штайнера идет к детям, он спрашивает себя, какой работой они вместе займутся, а не каким учебником ему воспользоваться. Первая ступень школьного образования обращена к душе, это разговор двух сердец. Учитель выступает как мастер взаимоотношений. В центре образовательного процесса не ребенок и не учитель, а их взаимосвязь, взаимоотношения.

На второй ступени у ребенка просыпается самосознание. Он начинает задавать вопросы: кто я? эти люди действительно мои родители? может, я с другой планеты? Он создает картину мира для себя. И, чтобы способствовать личностному росту ученика, учитель должен развиваться сам.

Подростки экспериментируют со своей моделью мира, стараясь составить собственное мнение обо всем, что слышали, укрепить хрупкое, неуверенное «я». Нам хочется, чтобы дети были так же искусны, как мы. Но это невозможно. Сейчас задача учителя быть искренним. Это очень личный вопрос. Мы не святые, но стараемся ли мы стать лучше? Подростки очень чувствительны к тому, работает ли педагог над собственным совершенствованием. Образование – чрезвычайно важная задача, почти священная миссия. Мы ставим учителя в абсолютно возвышенное положение, и общество должно оказать ему всемерную поддержку, чтобы он смог стать истинным одухотворенным мастером взаимосвязей.

Почти сорок лет назад в Шотландии на берегу моря, возле поселка Файндхорн, возникла необыкновенная община. Питер и Эйлин Кэди вместе с Дороти Маклин, пройдя долгий путь духовных исканий, решили в чудесном парке жить с друзьями в соответствии со своими ценностями, в гармонии с природой.

Сначала они вместе со своими детьми занялись выращиванием садов. Сады удивительной красотой привлекали много народу. Люди приезжали посмотреть на сад и оставались продолжить работу. Сюда собирались все, кто хотел создать лучшее будущее для планеты. В 1970 году появился молодой американец по имени Дэвид Спенглер и помог организовать образовательный процесс.

С тех пор община Файндхорна, Центр преобразования и воспитания, превратилась в место, где на все проявления жизни смотрят как на чудо и где (вне любых доктрин и вероучений) осуществляют духовные принципы на практике.

В 1980 году был построен Эковилидж, соединение науки и провидения, человека и природы. Покрытые дерном дома с «дышащими» стенами, особая технология переработки отходов, использование энергии ветра. Красота архитектуры в уважении к природе. Даже написали учебник для строителей экологичных домов. Частью работы стал проект озеленения «Деревья для жизни», холистический центр здоровья, сеть магазинов, система использования солнечной энергии, разработка учебных программ для общинного колледжа… Не перечислить всего, что создается усилиями нескольких десятков семей (взрослых со своими детьми), а также теми, кто приехал в Файндхорн учиться.

Каждый год община проводит около двухсот недельных курсов, тренинги. 3500 человек из 40 стран принимают в них участие. Два раза в год, весной и осенью, проходят конференции, например, совсем недавно – «Душа в Образовании». 15 докладов, 13 мастерских, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и образования. Но главное – тому, как сделать счастливой жизнь взрослых и детей, как изменить современную школу, современный мир.

Из газеты «Первое сентября» №53 2001 г.

Сайт экопоселения Файндхорн (англ.).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: