Альтернативная педагогика

Линда ЛЕНТЬЕРИ. Шесть принципов сохранения мира в классе

leave a comment »

Самое главное, что мы можем сделать, – проявить себя в нужном месте в нужное время. Несколько лет назад я услышала, как студенты, сидя в кругу, по очереди говорили о своих целях в жизни. Один ученик, Женя, сказал, что хочет быть живым. Два года спустя Женя оказался в ненужном месте в ненужное время. Его ранило в перестрелке. В 20 лет он оказался парализованным. Я два дня набиралась храбрости перед встречей с ним, хотелось дать ему надежду. Никогда не забуду этот госпиталь, почерневшую кожу юноши. Он сказал: «Сначала я думал, что не смогу жить, теперь могу. Я решил простить парня, который нажал на курок. Ведь этим парнем мог оказаться и я, если бы не знал другого пути. Большинство молодых чувствуют себя одинокими и беспомощными во всем, что происходит. Люди сделали много удивительных открытий в медицине, в коммерции, но, пока вы не начнете менять все ради молодых, вам придется оставить свои открытия для взрослых».

Я начинала работать учителем в 60-е годы и хорошо помню, как строго была отделена церковь от образования. Почему? Ведь я должна была оставлять часть себя за дверью. Дети, приходя в школу, еще удивлялись чуду природы, задавали главные вопросы. Через несколько лет это пропадало, ученики становились замкнутыми. Система ломала их, и они уносили в себе разрушительную энергию. Я увидела, что детям нужно нечто иное: поддержка и защита. Я выработала шесть принципов сохранения мира в классе. Сотрудничество, бережное отношение друг к другу, ценность разнообразия, открытое выражение чувств, ответственность за свои поступки, мирное разрешение конфликтов. Эти принципы я распространила на администрацию, учителей и весь учебный курс. Это помогло детям увидеть мир невраждебным, выбрать путь ненасильственного разрешения споров. Это не мешает семейным религиозным традициям. Мы ищем слова, близкие всем. Я написала стихотворение «Прошу каждого быть полезным».

Я не такая святая, как архиепископ,
Я не такая милосердная, как Мандела, не такая мудрая, как Ганди.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Я не такая блестящая, как доктор Эйнштейн,
Не так красноречива, как Мартин Лютер Кинг.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Сейчас труднее, чем когда-то, держаться, и творить,
И находить решенье.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Я не знаю точно, что сделаю и скажу,
Мне в самом деле страшно стоять впереди всех.
Но я стараюсь, и я пригожусь.
Обратитесь ко мне, если будете строить школу духа,
Если завтра начнете строить мир,
Где ни одна душа ребенка не будет брошена,
Где все будут чувствовать себя желанными
Дома, в школе и в обществе.
Я стараюсь, и я пригожусь.

Почти сорок лет назад в Шотландии на берегу моря, возле поселка Файндхорн, возникла необыкновенная община. Питер и Эйлин Кэди вместе с Дороти Маклин, пройдя долгий путь духовных исканий, решили в чудесном парке жить с друзьями в соответствии со своими ценностями, в гармонии с природой.

Сначала они вместе со своими детьми занялись выращиванием садов. Сады удивительной красотой привлекали много народу. Люди приезжали посмотреть на сад и оставались продолжить работу. Сюда собирались все, кто хотел создать лучшее будущее для планеты. В 1970 году появился молодой американец по имени Дэвид Спенглер и помог организовать образовательный процесс.

С тех пор община Файндхорна, Центр преобразования и воспитания, превратилась в место, где на все проявления жизни смотрят как на чудо и где (вне любых доктрин и вероучений) осуществляют духовные принципы на практике.

В 1980 году был построен Эковилидж, соединение науки и провидения, человека и природы. Покрытые дерном дома с «дышащими» стенами, особая технология переработки отходов, использование энергии ветра. Красота архитектуры в уважении к природе. Даже написали учебник для строителей экологичных домов. Частью работы стал проект озеленения «Деревья для жизни», холистический центр здоровья, сеть магазинов, система использования солнечной энергии, разработка учебных программ для общинного колледжа… Не перечислить всего, что создается усилиями нескольких десятков семей (взрослых со своими детьми), а также теми, кто приехал в Файндхорн учиться.

Каждый год община проводит около двухсот недельных курсов, тренинги. 3500 человек из 40 стран принимают в них участие. Два раза в год, весной и осенью, проходят конференции, например, совсем недавно – «Душа в Образовании». 15 докладов, 13 мастерских, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и образования. Но главное – тому, как сделать счастливой жизнь взрослых и детей, как изменить современную школу, современный мир.

Из газеты «Первое сентября» №53 2001 г.

Сайт экопоселения Файндхорн (англ.).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: