Альтернативная педагогика

Сэтиш Камор. Декларация зависимости

leave a comment »

У нас полно времени. Современное образование слишком материалистично. Общество затрачивает огромные средства, чтобы заставить детей сдавать экзамены, искать работу. Но ведь главная цель образования – духовное, интеллектуальное и физическое освобождение для свободной жизни. Свободной от эго, от желаний. Ради целостного, гармоничного существования. Я хочу рассказать о моем первом учителе, моей матери, в буквальном и метафорическом смысле. Оглянитесь вокруг – все время что-то рождается. Если бы мы уважительнее относились к нашим мамам, наше образование было бы одухотвореннее. Общество, не уважающее матерей, не имеет будущего.

Моя мама была неграмотной, но умела петь и рассказывать сказки. Однажды она соткала прекрасную шаль с разноцветными узорами, это заняло у нее много времени, и она подарила шаль моей сестре. «Какая чудесная шаль, как она мне нравится! – воскликнула сестра. – Но я не могу носить такую красоту, лучше я повешу ее на стенку, чтобы все могли любоваться ею». «Нет, – сказала мама, – если начнешь вешать на стенку красивые вещи, на себя придется надевать уродливые». «Хорошо, но можно я подарю тебе машинку, чтобы ты могла быстрее шить?» – спросила сестра. «Разве у нас не хватает времени? – удивилась мама. – Когда Бог создавал время, он создал его вдоволь. Время не убегает от нас, оно идет всегда рядом». Я запомнил этот мамин урок. У нас достаточно времени. Однажды Сидхарта пришел наниматься на работу. «Что ты умеешь?» – спросили у него. «Я умею четыре вещи: ждать, думать, торопиться и быть полезным». Сидхарта получил работу. Мы тоже можем научиться ждать и ценить время. Тогда мы увидим целостную картину мира.

Здесь все говорили, что образование включает в себя три аспекта: разум, тело и дух. Я предлагаю в основу образования положить еще три слова: почва, душа и социум. Почва – наша планета, наша связь с животными, растениями, с бесконечно огромным и крошечным. Вот червяк. Я нежно люблю червяка. Файндхорн прославился не только благодаря своим конференциям, но и благодаря червяку, который усердно рыхлил капусту. Без него нет настоящего образования. Каждый учитель в своей школе просто обязан каждый день немного времени потратить на то, чтобы прикоснуться к земле. Мы зависим от своей почвы, от своей земли. В США создали Декларацию независимости. Я хочу сегодня провозгласить Декларацию зависимости. Мы зависим друг от друга: от наших учителей, от нашей Земли, от червяка.

Декарт сказал: «Мыслю, следовательно, я существую». Эгоцентричный подход. Мне больше нравятся слова Сохама, я их переведу с санскрита: «Вы думаете обо мне, следовательно, я существую». Подумайте, что сделало меня докладчиком сегодня? Не мое умение говорить, не моя дикция, не мои идеи, но ваше приглашение. Вы пригласили меня, следовательно, я здесь. Мы все пришли из материнского чрева. Мы связаны с ней неразрывной нитью. Мы здесь друг для друга. Вы есть, следовательно, я есть. Сотрудничество не может быть самодостаточным. Нужны взаимосвязи. Есть червяк, следовательно, я существую. Мы связаны с почвой, значит, душа живет этим. Море, река питают душу.

А теперь мы можем обдумать нашу связь с социумом. В мире за пределами этого сада одни слабы, другие бесправны. Это не сотрудничество, если оно приводит к несправедливости. Этому надо положить конец, если мы действительно хотим построить целостное образование. Нельзя ограничиться несколькими деревьями в саду. Кто-то скажет: я буду размышлять, я не знаю, что сделать для земли. Кто-то будет разводить сады. Кто-то будет помогать несчастным. Но, только объединившись, мы совершим революцию в образовании получше, чем Французская революция, чей призыв к свободе, равенству и братству касался только людей.

Но не возлагайте на свои плечи всю ответственность за переустройство мира. Кто вы, чтобы менять мир? Ганди говорил: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь служить ему». Заботьтесь обо всем, что окружает вас. Не стройте грандиозных планов. Идите маленькими шажками. От вас требуется делать простые и прекрасные вещи. Результат зависит не от нас. Стремитесь не к успеху, стремитесь к исполнению, не стремитесь к результату – награда вашего труда в нем самом. Я желаю, чтобы ваша работа не была слишком тяжелой. Если устали, поспите. Нет ничего важнее, чем отдых. Тяжело делать добро, легче быть добрым. Я испытал это на себе: объехал весь мир без денег, и каждый день был сыт и находил приют. Мир щедр. Тигры, змеи, бабочки и червяки питаются плодами матери-природы. Только люди беспокоятся, кто их накормит. Если вы верите, все получается. Как сказал Честертон: «Знаете ли вы, почему ангелы летают? Потому что они сохраняют в себе свет».

Почти сорок лет назад в Шотландии на берегу моря, возле поселка Файндхорн, возникла необыкновенная община. Питер и Эйлин Кэди вместе с Дороти Маклин, пройдя долгий путь духовных исканий, решили в чудесном парке жить с друзьями в соответствии со своими ценностями, в гармонии с природой.

Сначала они вместе со своими детьми занялись выращиванием садов. Сады удивительной красотой привлекали много народу. Люди приезжали посмотреть на сад и оставались продолжить работу. Сюда собирались все, кто хотел создать лучшее будущее для планеты. В 1970 году появился молодой американец по имени Дэвид Спенглер и помог организовать образовательный процесс.

С тех пор община Файндхорна, Центр преобразования и воспитания, превратилась в место, где на все проявления жизни смотрят как на чудо и где (вне любых доктрин и вероучений) осуществляют духовные принципы на практике.

В 1980 году был построен Эковилидж, соединение науки и провидения, человека и природы. Покрытые дерном дома с «дышащими» стенами, особая технология переработки отходов, использование энергии ветра. Красота архитектуры в уважении к природе. Даже написали учебник для строителей экологичных домов. Частью работы стал проект озеленения «Деревья для жизни», холистический центр здоровья, сеть магазинов, система использования солнечной энергии, разработка учебных программ для общинного колледжа… Не перечислить всего, что создается усилиями нескольких десятков семей (взрослых со своими детьми), а также теми, кто приехал в Файндхорн учиться.

Каждый год община проводит около двухсот недельных курсов, тренинги. 3500 человек из 40 стран принимают в них участие. Два раза в год, весной и осенью, проходят конференции, например, совсем недавно – «Душа в Образовании». 15 докладов, 13 мастерских, посвященных самым разнообразным проблемам воспитания и образования. Но главное – тому, как сделать счастливой жизнь взрослых и детей, как изменить современную школу, современный мир.

Из газеты «Первое сентября» №53 2001 г.

Сайт экопоселения Файндхорн (англ.).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: