Альтернативная педагогика

Анскулинг

leave a comment »

Анскулинг (англ. unschooling — от англ. school — школа) — философия и практика образования детей, без отрыва от семьи, через естественный жизненный опыт детей, включая игры, бытовые обязанности, социальное взаимодействие и пр. Отличительная особенность: отсутствие заранее спланированной программы обучения детей. Анскулинг предполагает основную познавательную активность со стороны детей, когда взрослые выполняют лишь вспомогательные функции. Иногда анскулинг считается вариантом хоумскулинга (домашнего обучения). Однако в том случае, если хоумскулинг, понимается как перенесение традиционного школьного образования в домашние условия, анскулинг не может считаться его частью, т.к. анскулинг не предполагает обязательность любых систематических индивидуальных или коллективных занятий с учителями или лицами, их заменяющими. Некоторые анскулеры допускают возможность дистанционного обучения, обучения по свободной программе, сдачу школьных предметов экстерном. Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нем тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.

Термин анскулинг в 1977 г. ввёл в употребление педагог Джон Холт в журнале «Растём без школы» (Growing Without Schooling). Вероятно этот термин восходит к введённому ранее Иваном Иллечем термину «дескулинг». Иногда анскулинг называют естественным обучением (natural learning) или образованием, которое определяет ребёнок, основанным на интересах ребёнка (child-led education, interest-led education).

Сандра Додд (Sandra Dodd), родитель-анскулер из Нью-Мехико, предложила термин «радикальный анскулинг», для того, чтобы подчеркнуть полный отказ от каких-либо различий между образовательной и внеучебной деятельностью детей. Радикальные анскулеры обращают внимание на то, что анскулинг основывается не на принуждении детей, а на их свободном волеизъявлении, и на совместной деятельности, и направлен ​​на интеграцию этих ценностей во все сферы жизни. Кэтрин Бейкер (Catherine Baker) и Грейс Луэллин (Grace Llewellyn) говорят об анскулинге как о процессе, который начинается и контролируется самими учащимися, а не родителями. У радикальных анскулеров есть возможность сдать экзамены сразу за весь школьный курс, чтобы получить аттестат зрелости или его аналог, если это необходимо для поступления в высшее или другое нешкольное учебное заведение, либо для получения работы.

Философия
Дети являются естественными учащимися
Основная предпосылка анскулинга в том, что любознательность присуща детям и что они хотят учиться. Поэтому для обучения существует намного больше возможностей, чем предлагает традиционная школьная система. Любой спонтанный практический опыт, который приобретается детьми в повседневности, в контексте социального взаимодействия является для них обучающим. Из этого делается вывод о неэффективности использования детского времени в «школах-фабриках», подразумевающих одинаковый подход ко всем учащимся, поскольку требует от детей одинаковых знаний, умений и навыков, которые они должны усвоить за одно время. При этом индивидуальные познавательные интересы детей, их индивидуальные особенности обучения игнорируются.

Дети не учатся одинаково
Анскулеры отмечают, что психологи зафиксировали множество различий между детьми в том, как они учатся. Анскулинг учитывает эти различия.

Различия в развитии
Психологи, занимающиеся психологией развития (в России, возрастной психологией) отмечают, что разные дети готовы учиться в разном возрасте. Также как нормально, что дети начинают ходить в диапазоне от восьми до пятнадцать месяцев, и начинают говорить в ещё большем диапазоне, анскулеры утверждают, что готовность читать также наступает у разных детей в разном возрасте. Традиционная система образования требует, чтобы все дети начали читать в одно время, так же как и считать и совершать математические (сложение, вычитание, умножение, деление) операции. Анскулеры говорят о том, что нахождение в это время для некоторых детей может быть скучным и не продуктивным, поскольку они уже это имеют. В результате скука будет убивать их желание учиться. Для других же детей овладение данными навыками может оказаться проблематичным, поскольку они ещё к этому не готовы.

Стили обучения
У разных людей разные стили обучения. И дети не исключение: они по разному приобретают новую информацию. В условиях традиционной школьной системы, не смотря на то, что учителя могут стараться использовать различные приёмы, направленные на разные стили обучения, они не могут себе позволить уделять много внимания потребностям каждого учащегося. Зачастую учителя даже не знают какой именно стиль обучения характеризует каждого ребёнка в классе.

Основной объем знаний
По мнению анскулеров наиболее важно научить тому, как учиться, а не изучить какой-либо конкретный предмет. Данная способность позволит позже, когда эти дети станут взрослыми, получить им те знания, которые им будут необходимы для удовлетворения вновь возникающих потребностей, интересов и целей, а также позволит им вернуться к любой теме, и углубить свои знания (в том случае, если они чувствуют недостаточность своих знаний) или изучить совершенно новую тему.

Анскулеры ссылаются на слова Алека Борна (Aleck Bourne) «Можно хранить в уме миллионы фактов и при этом быть совершенно необразованным». И на слова Джона Холта: «Так как мы не можем знать, какие знания будут наиболее необходимы в будущем, то пытаться научиться им заранее — бессмысленно. Вместо этого, мы должны попытаться помочь людям стать такими, которые любят учиться так много и учиться так хорошо, что они будут в состоянии узнать все необходимое тогда, когда им это понадобится».

Многие анскулеры согласны с тем, что есть конкретный объём знаний, которым должен овладеть каждый человек, не зависимо от того, какой образ жизни он ведёт. Однако в мире есть бесконечное множество заслуживающих изучения вещей. Их так много, что ни у одного человека не хватит жизни для того, чтобы их узнать. Однако анскулеры не согласны, что кто-то за ребёнка должен решать какой предмет и в каком объёме он хочет изучать. Анскулеры согласны с Джоном Холтом, который говорил «Если (детям) предоставлен достаточно широкий доступ к мира, они будут видеть достаточно ясно, те вещи, которые действительно важны для них самих и для других, и они сами сделают для себя лучший путь в этот мир, чем кто-либо другой смог бы для них сделать».

Роль родителей
Дето-центрированный характер анскулинга не означает, что родители-анскулеры не будут давать своим детям советы и рекомендации, или что они будут воздерживаться от участия делах, которые они считают увлекательные для них. Такие родители обычно считают, что как у взрослых, у них больше опыта в мире и есть более расширенный доступ к нему. Они верят в важность использования этого для оказания помощи своим детям в доступе, передвижению и осмыслению мира. Общие родительские мероприятия включают обмен интересными книгами, статьями, а также мероприятия с детьми. Родители помогают найти друг другу для своих детей знающих людей, которые могут помочь изучить конкретную сферу, а также помочь им выяснить, что им нужно сделать, чтобы достичь поставленных перед собой целей. Иными словами, то, что анскулинг основывается на обучении, которое конструирует для себя сам ребёнок, не означает безучастного отношения родителей к образованию детей. Наоборот, в отличие от традиционной системы школьного образования, родителе, как правило, весьма сильно включены в процесс образования детей, особенно младшего школьного возраста (детям старшего возраста, если анскулинг для них не нов, часто требуется гораздо меньше помощь в поиске ресурсов, решений и осуществлении планов).

На сайте анскулеров сказано: «Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе ваш ребёнок увлёкся химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить дома опыты – то это анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг. Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш план по его обучению».

Критика традиционной школьной системы
Джон Холт: «… дети постоянно испытывают беспокойство из-за необходимости проходить проверку знаний, они приучаются бояться неудач, их неудачи, наказание и позор значительно снижают их способности воспринимать и запоминать изучаемый материал, они вынуждены учиться стратегиям обманывать учителей, в результате у них создаётся ощущение, что они знают материал, а в действительности они его».

  • Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.
  • В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.
  • Постоянное принуждение к учебе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать. Это затрудняет обучение в институтах, а выпускникам школ — научную работу.
  • Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.
  • Школа ограничивает познавательный интерес ребенка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.
  • Школа не нацелена на интересы данного конкретного ребенка. При несовпадении интересов ребенка и интересов школы, как исполнителя школьной программы, ущемляются права ребенка, но не изменяется программа.
  • Школьная программа нацелена на получение каждым школьником единых, стандартных знаний, умений и навыков, не принимая в расчет врожденные способности и желание каждого конкретного ребенка, в том числе желание ограничить или углубить изучаемую область знаний, получение тех или иных навыков.
  • Школа занимает очень много времени (6-10 часов в день, 5-6 дней в неделю, с 6-7 до 17-18 лет), практически лишая детей детства. Особенно актуально это для младших школьников, для которых главным методом познания мира является образный, а не логически-рациональный.
  • Школа ежедневно ограничивает и самостоятельность ребенка, дает ему крайне ограниченное право выбора распоряжаться своим временем, выбора социального окружения, выбора способа взаимодействия с окружающим миром, воспитывает несамостоятельность суждений и поступков.
  • Ограничение подвижности детей, длительное время, проводимое за партой и книгами, общение с большим количеством детей провоцируют медицинские проблемы: нарушения осанки, зрения, стресс, частые простуды и другие.
  • Общие в условиях обычных школ, в частности возрастное разделение, покровительственное отношение взрослых к детям, отсутствие контактов с сообществом и отсутствие людей различных профессий, кроме учителей и администрации школы создают нездоровую социальную среду.

Анскулинг и хоумскулинг
Анскулинг отличается от других форм хоумскулинга в том, что в анскулинге обучение не центрировано на преподавателях и учебных программах. Хотя учащиеся-анскулеры могут выбрать, обучаться чему-то с помощью преподавателей или учебных планов, в конечном итоге контроль и ответственность за их собственное образование они несут сами.

Анскулинг и альтернативно устроенные школы
По мнению некоторых анскулеров, в том случае, если школы носят не принудительный характер и основываются на этике сотрудничества, то они вполне могут соответствовать философии анскулинга. В качестве подобного примера приводится модель школ Садбери (Sudbury model).

Критика анскулинга

  • Без школы дети не социализируются, не научатся общаться и работать в команде. В некотором роде кружки и секции могут выправить положение, но их влияние на социализацию несравнимо со школой.
  • Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Несмотря на мнение анскулеров о «зубрёжке», школа все же учит мыслить, хотя и не так эффективно, как хотелось бы.
  • Не все родители могут сидеть с детьми дома. Днем, когда большинство родителей на работе, ребенок предоставлен сам себе и не факт, что он в это время чему-то будет учиться.
  • Без привычки к режиму и послушанию будет трудно найти работу, работать в организации. Хотя и существуют профессии, не требующие режима, но их не так много, и это существенно ограничит будущий выбор ребенком области деятельности.

Исследования
Ряд исследований подтверждают тот факт, что дети, которые получили образование дома являются более зрелыми, чем их сверстники, получившие традиционное школьное образование:

Основные представители анскулинга
Джон Колдуэлл Холт (John Caldwell Holt)
Сандра Додд (Sandra Dodd)
Дейна Мартин (Dayna Martin)
Джон Тейлор Гатто (John Taylor Gatto)
Иван Иллич (Ivan Illich)
Ян Хант (Jan Hunt)
Грейс Луэллин (Grace Llewellyn)
Венди Приснитц (Wendy Priesnitz)
Кэтрин Бейкер (Catherine Baker)

Литература
Холт Дж. Причины детских неудач / Пер. с англ. А. С. Юрчук, А.С. Альбов. — СПб.: Кристалл, Дельта. 1996. — 442 с.
Холт Дж. Залог детских успехов. — СПб.: Дельта. 1996. — 480 с.
Кийосаки Р. Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу. — Попурри, 2005. — 384 с.

Сайт российских анcкулеров: http://www.freeedu.ru/
Русскоязычное сообщество анскулеров и хоумскулеров в ЖЖ: http://h-o-m-e-school.livejournal.com
Русскоязычное сообщество анскулеров в ЖЖ: http://unschooling-ru.livejournal.com/

Реклама

Written by valerq

Май 25, 2011 в 11:58 пп

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: