Альтернативная педагогика

Гатто Дж. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

leave a comment »

Гатто Дж. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. Скрытая суть обязательного школьного образования. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.

Рецензия из газеты «Первое сентября» №5/2007. Елена Куценко.

У книги два подзаголовка. Один объясняет ее содержание: скрытая суть обязательного школьного образования. А второй – жанр: исповедь школьного учителя.

Автор с горечью говорит о том, что дети, приходящие к нему в класс, безразличны к миру взрослых, к будущему и прошлому. Они нелюбознательны, не могут надолго сосредоточиться ни на чем, жестоки друг к другу, несамостоятельны и пассивны (думаю, в этом многие коллеги с ним охотно согласятся). Виновата же в перерождении нового поколения… школа. Не отдельные программы или учителя, которые сами становятся жертвами системы, а школа как социальный институт (а вот это утверждение может вызвать протест). И ребенок должен проводить в школе меньше времени, чтобы освободить его для жизни и развития.

Право на такое шокирующее мнение, что школа – фабрика марионеток, дает автору двадцатишестилетний учительский стаж и, самое главное, форма исповеди. Он не говорит: виноваты «вы» или «они», он говорит: «я».

Я, учитель, каждый день даю школьникам независимо от преподаваемого предмета семь уроков. Первый – урок бессистемности. Все предусмотренные программами сведения хаотичны, отрывочны, их построение нелогично и не имеет отношения к жизни ребенка.

Второй приучает делить людей на группы и жить в соответствии с навешенным на тебя ярлыком.

Третий – урок безразличия. Все, чем ты сосредоточенно и с увлечением занимался 45 минут, нужно бросать, едва прозвенит звонок, и бежать на следующее занятие, которое прервется так же бессмысленно.

На четвертом уроке дети привыкают к эмоциональной зависимости от учителя. Все, что они делают в школе, они делают с разрешения. Вся школьная система оценок, поощрений, наказаний, замечаний подчиняет волю ребенка командной системе.

Пятый – тоже зависимость, интеллектуальная. Учитель говорит, что и как делать, дети выполняют. Учитель передает знания, дети усваивают и воспроизводят.

Шестой урок лишает самооценки. Мнение школьника о себе целиком должно зависеть от оценки окружающих.

И, наконец, седьмой урок – урок полной подконтрольности. Весь школьный уклад направлен на то, чтобы у ребенка не было ни личного пространства, ни личного времени.

Эти страницы, где описание каждого урока начинается с «Я учу», читаешь со все возрастающим ошеломлением и, как ни странно, с благодарностью к автору, который имел мужество написать о том, на что я старалась закрыть глаза.

Скачать книгу Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: