Альтернативная педагогика

Дескулизация

leave a comment »

Дескулизация (от англ. deschooling — букв. “обесшколивание”) — понятие используемое сторонниками альтернативного образования и/или хоумскулинга (домашнего обучения), в зависимости от контекста может иметь несколько разное значение.

Термин приобретает популярность после выхода в 1971 г. книги Ивана Иллича «Deschooling Society» («Обесшколенное общество», «Освобождение от школ»).

Основные тезисы дескулизации:

  • школы и другие учебные учреждения не в состоянии обеспечить лучшее образование для некоторых и/или большинства людей;
  • большинство людей учатся лучше сами по себе, вне институциональной системы, в самостоятельно определяемом темпе;
  • школьная система используется как инструмент для производства невежественного, конформистского рабочего класса за счёт заранее определённого постоянного расписания и однообразных, применяемых ко всем методам обучения;
  • через это школы способствуют закреплению и воспроизводству социального неравенства, иерархии и угнетения;
  • поэтому некоторые представители дескулизации призывают полностью отменить школьную систему образования.

В качестве альтернативы институционализированному образованию, сторонники дескулизации предлагают свободные школы (free school), домашний анскулинг (unschooling at home), а также формирование сетей с семьями других дескулиров и индивидуальных лиц.

Другое значение понятия дескулинг — психические процессы, происходящие после выхода человека из формализованной системы образования, когда «выдрессированное школой мышление» размывается с течением времени. Дескулинг может относиться к периоду времени, которое требуется детям, освобожденным из школы, чтобы приспособиться к обучению в неструктурированной среде. Семьи, в которых дети перешли на хоумскулинг (домашнее обучение), отмечают, что часто дети нуждаются в периоде перестройки для того, чтобы научиться жить без школьного расписания и регламентированного обучения.

Термин дескулинг иногда используется как синоним анскулинга (unschooling), однако ряд авторов разделяют эти понятия.

Основные представители дескулинга
Иван Иллич (Ivan Illich)
Пол Гудмен (Paul Goodman)
Эверетт Реймер (Everett Reimer)
Джон Тейлор Гатто (John Taylor Gatto)
Джон Колдуэлл Холт (John Caldwell Holt)
Грейс Луэллин (Grace Llewellyn)
Венди Приснитц (Wendy Priesnitz)

Литература на русском языке
Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет) / пер. под ред. Т. Шанина. — М.: Просвещение, 2006. — 160 с.
Гатто Дж. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. Скрытая суть обязательного школьного образования. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.

Литература на английском языке
Goodman Р., Compulsory mis-education and the community of scholars, N. Y., 1964;
Illich I., Deschooling society, N. Y. — [a. o.], 1972; After deschooling, what? N. Y., 1973;
Reimer E., School is Dead: Alternatives in Education, 1971.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: